View3Dscene: браузер и просмотрщик 3D-файлов


View3Dscene — свободный браузер для сцен трёхмерной графики форматов VRML/X3D. Также может использоваться как просмотрщик 3D моделей форматов STL,Collada, 3DS, MD3, Wavefront OBJ и GEO. Лицензия: GNU General Public License. ОС: Linux, Mac OS, Windows Сайт castle-engine.sourceforge.net/view3dscene.php


Нередко возникает необходимость в простом и лёгком просмотрщике файлов трёхмерной графики. Или же хочется изучить текстовые декларативные форматы трёхмерной графики как VRML или X3D. В частности, просмотрщики 3D моделей становятся актуальными и с распространением 3D-принтеров. Например, хотелось бы скачивать файлы моделей для таких принтеров и просматривать их в какой-нибудь быстрой программе.

Примером лёгкой и быстрой программы просмотрщика файлов трёхмерной графики является View3Dscene. Это что-то вроде аналога просмотрщиков графических файлов, где имеются минимальные функции редактирования, наподобие IrfanView для Windows или Eye of GNOME для GNU/Linux.

Рис. View3Dscene
Рис. View3Dscene

View3Dscene действительно лёгкая программа. В версии для Windows весит около 12 мегабайт в распакованном виде. На русский язык пока локализации до сих пор нет. Программа View3Dscene мультиплатформенная, и имеются её версии для Linux, Mac OS и Windows.

Поддерживаемые форматы, просмотр формата STL

Главное для просмотрщиков — это список форматов файлов, которые с его помощью можно открыть. И сразу же надо сказать, что популярный для трёхмерной печати формат STL в View3Dscene поддерживается, начиная с версии программы 3.16.1. Формат STL (от англ. stereolithography) — это простой формат для трёхмерных объектов, который часто используется для распространения прототипов моделей для 3D-печати.

View3Dscene уверенно открывает файлы STL. Разве что в зависимости от размеров этих файлов, которые могут быть сотни мегабайт, время открытия может составлять десяток секунд. Так же вы можете конвертировать файлы STL в X3D

Рис. Просмотр модели в формате STL
Рис. Просмотр модели в формате STL

Рис. Просмотр модели в формате STL
Рис. Просмотр модели в формате STL

Рис. Просмотр модели в формате STL
Рис. Просмотр модели в формате STL

Изначально в программе поддерживается стандарт моделирования виртуальной реальности VRML и его наследник стандарт X3D. Это текстовые форматы для трёхмерной графики, включая анимацию, динамическую интерполяцию, текстуры, шейдеры, интерактивность и тому подобное. В своё время VRML чуть было не стал стандартом 3D для веб-браузеров. Поддерживаемые версии VRML — 1.0, 2.0 с расширениями .wrl, .wrz и .wrl.gz. Для X3D расширения .x3d, .x3dz, .x3d.gz и .x3dv, .x3dvz, .x3dv.gz.

View3Dscene — это не просто просмотрщик файлов VRML, но отчасти браузер VRML/X3D. Так как программа поддерживает практически все возможности этих форматов, в том числе сенсоры, коллизии и тому подобное. Но реализация ECMAScript пока на текущий момент (май 2015 год) не встроена в программу.

Как браузер View3Dscene может загружать VRML через интернет. Для этого сначала нужно вкдючить в настройках программы загрузку ресурсов через Сеть: «File — Preferences — Download Resources From Network». Потом нужно скопировать URL файла VRML/X3D в буфер обмена (CTRL+C), открыть меню «File — Open URL», появится окно с приглашением вставить адрес URL через (CTRL+V), после чего нужно нажать «ОК» и подождать пока загрузится wrl-файл. Кстати, в VRML/X3D имеется возможность создавать из объектов ссылки. View3Dscene эти ссылки будет открывать, запуская штатный веб-браузер.

Для примера можно посмотреть на этом сайте VRML-сцену «Оффис в стиле нуар», созданной в далёком 2000 году. Ссылка на wrl-файл. Чтобы ходить по офису, не забудьте нажать в View3Dscene кнопку «Walk».

Рис. VRML-сцена «Оффис в стиле нуар»
Рис. VRML-сцена «Оффис в стиле нуар»

В отношении других форматов трёхмерной графики View3Dscene можно назвать просмотрщиком 3D моделей. Поддерживаются следующие форматы на момент версии View3Dscene 3.15

Программа открывает формат динамической анимации трёхмерной графики Castle Game Engine’s animations. Это файлы с расширением .kanim.

Формат Collada (расширение .dae) — это формат на основе XML, разработанный для обмена между приложениями для создания трёхмерной графики. В View3Dscene реализовано много возможностей формата Collada — геометрия и материалы, текстуры, камеры, свет. Но анимации в файлах Collada не воспроизводится.

Рис. Импорт в View3Dscene файла в формате Collada
Рис. Импорт в View3Dscene файла в формате Collada

Могут открываться многие файлы OpenInventor (расширения .iv). OpenInventor — это в некотором роде аналог VRML и на данный момент редко используется.

Частично, на базовом уровне поддерживается формат 3DS (3d Studio). В View3Dscene обрабатываются самые основные, базовые элементы формата 3DS.

Открываются файлы и формата MD3. Это формат, который используется в компьютерной игре Quake 3. Загружается как геометрия с текстурами, так и анимация моделей.

Файлы в формате OBJ Wavefront тоже открывается в View3Dscene. Это один из распространённых стандартов для переноса трёхмерных моделей из одной программы в другую. Поддерживается геометрию и материалы этого стандарта.

В программе поддерживаются также экспортные файлы JSON для программы скелетной анимации Spine. Еще можно открыть файлы очень древнего формата Videoscape ГЕО (расширение .geo).

Режимы просмотра

View3Dscene предлагает три режима просмотра: исследование (Examine), ходьба (Walk), полёт (Fly). Этим режимам соответствуют основные кнопки интерфейса программы. Если навести курсор на одну какую-нибудь из этих кнопки режимов навигации, то появится подсказка со всеми возможностями данного режима на английском языке.

Рис. Подсказка для режимов просмотра View3Dscene
Рис. Подсказка для режимов просмотра View3Dscene

Режим исследования предлагает стандартный способ исследования моделей: левая кнопка мыши — вращение модели, правая кнопка мыши — масштабирование, средняя — перемещение модели. Клавишами на клавиатуре со стрелками можно задавать постоянное вращение с убыстрением или замедлением вращения. Режим ходьбы (Walk) предполагает возможность перемещаться по трёхмерной сцене как в шутерах с помощью AWSD. Поддерживается определение коллизий. А режим полёта — это тот же режим ходьбы только с отключенной гравитацией.

Рис. Видео. Режим просмотра Walk в View3Dscene
Рис. Видео. Режим просмотра Walk в View3Dscene

Также окно программы можно разбить на отдельные фреймы. Фреймов на экране программы может быть до четырёх штук.

Рис. Фреймы View3Dscene
Рис. Фреймы View3Dscene

Само собой поддерживаются различные режимы отображения модели: waveframe, solid, shape. Выбор этих режимы находятся в главном меню View.

В программе кроме стандартного оптического трассировщика, который поддерживает исключительно возможности VRML 97, имеется дополнительный трассировщик rayhunter. С его помощью можно генерировать альтернативный рендеринг сцены — с тенями, зеркалами и прозрачностью. Вызвать rayhunter можно через меню «Display — Raytrayce». В самом rayhunter также имеется выбор из двух алгоритмов трассировки, которые будет предложено выбрать при задействовании rayhunter.

Дополнительные возможности

View3Dscene может использоваться как конвертор файлов VRML 2, Collada, 3DS, MD3, Wavefront OBJ и GEO файлов в X3D. При экспорте в X3D можно выбирать между классическим X3D и XML-кодировванием.

Программа имеет очень небольшие возможности по редактированию трёхмерных моделей и сцен. Все эти возможности находятся в разделе Edit, главного меню программы.

Рис. Редактирование в View3Dscene
Рис. Редактирование в View3Dscene

View3Dscene позволяет делать скриншоты, а также делать видеоролики с анимацией трёхмерной модели или сцены. Для создания видеороликов нужен установленный в системе консольный видеокодер ffmpeg. Иначе будет возможно создание только серии изображений для последующего объединения в анимацию.

Само собой View3Dscene, как программа разработанная для Linux, может работать и в режиме командной строки. Для этого режима можно, например, создавать скрипты для массовой конвертации файлов в формат X3D.

Из командной строки можно создавать скриншоты.

Формат командной строки для одиночных скриншотов:

--screenshot TIME FILE-NAME

Где TIME — время начала кадров, FILE-NAME — название выходного файла.

Форматы командной строки для видео или серии скриншотов:

--screenshot-range TIME-BEGIN TIME-STEP FRAMES-COUNT FILE-NAME

Где TIME-BEGIN — время начала кадров, TIME-STEP — шаг по времени между кадрами, FRAMES-COUNT — общее количество кадров, FILE-NAME — название выходного файла.

Пример простого скриншота:

view3dscene my_model.wrl --screenshot 0 output.png

Пример команды для создания двухсекундного видеоролика из анимации:

view3dscene my_model.kanim --screenshot-range 0 0.04 50 output.ogv

Рис.  Анимация из View3Dscene
Рис. Анимация из View3Dscene

Вот такие основные возможности браузера сцен VRML/X3D и просмотрщика трёхмерных моделей View3Dscene.

Ⓜ ⬇ 2015-05-11